Истории успеха выпускников

РусАгро

Мы очень любим этот проект и считаем его крайне перспективным и успешным. Сам продукт является это широким профориентационным курсом, в ходе которого дети изучают различные направления, например робототехнику, программирование игр, дизайн, разработку сайтов и т.д. В конце курса ребёнок презентует свой проект родителям. За этим проектом стоит интересная история, которую нам расскажет Александр Киселёв. Данные материалы мы также позаимствовали у Rusbase. Большое спасибо, что пишете про наших выпускников (ссылка на полное интервью будет в конце).
 
— Расскажи, как родилась идея проекта?
— Идея родилась, когда я заканчивал обучение по направлению «Мехатроника и робототехника» в МГТУ им. Баумана. Я понимал, что нужно либо искать работу, либо запускать стартап, который будет отличаться от остальных и который можно будет легко масштабировать. В университете я занимался собственным агротехническим проектом и даже выиграл грант на его развитие, но проект не выстрелил, спроса на него не было.
 
В марте 2017 года знакомый, который работал в школе, пригласил меня рассказать детям о том, как я учился робототехнике. У старшеклассников сейчас есть проблема — они учатся и готовятся к ЕГЭ, но толком не понимают, как их школьные навыки связаны с реальным миром. Пообщавшись со школьниками, я понял, что им это интересно, однако никто из них не изучал вопрос детально — и это несмотря на то, что в Москве около 180 компаний занимаются робототехникой и программированием.
 
В результате, когда я закончил университет, решил, что попробую запустить обучающие курсы в школах. В течение прошлого года я пытался понять, как можно реализовать эту идею, и искал подходящую бизнес-модель. Я сам работал в образовании, вел занятия, обучал знакомых, пытался понять, какая у проекта будет аудитория. Я также выяснил, что в государственных школах ни одна компания не закрепилась, потому что сделать это юридически тяжело — об этом сказали, например, юристы «Юниум». У школ свои требования — в частности, государственные школы работают через портал поставщиков.
 
В конечном итоге мы (я и два преподавателя, мои однокурсники из Бауманки) нашли успешный кейс, и сейчас компания в нем развивается. С августа 2018 года Rebotica существует как отдельный бизнес.
 
— Что представляет из себя продукт?
— Сам продукт — это широкий профориентационный курс, в ходе которого дети изучают несколько направлений. Это робототехника, программирование игр, разработка сайтов, дизайн, монтирование видео и другие направления. Каждый месяц ребенок узнает что-то новое и получает конкретный результат — он может создать видео и выложить его на YouTube, разработать собственную игру вроде Doodle Jump, сделать простой сайт. В конце курса дети презентуют выпускной проект родителям.
 
— В скольких школах вы уже работаете? И сколько у вас клиентов?
— Сейчас у нас шесть активных школ. Первой запустили школу, в которой работал мой знакомый. После этого искали площадки при помощи холодных звонков и рекомендаций. В январе мы должны запустить еще восемь школ, плюс есть две, с которыми мы в активных переговорах, и еще восемнадцать в пайплайне. Для более быстрого масштабирования планируем участвовать в городских проектах. 
Если же говорить про клиентов — курс уже проходят 160 учеников.
 
— С какими сложностями приходилось сталкиваться при запуске продукта?
— Наши ключевые партнеры — это государственные школы. С частными школами мы не сотрудничаем. Благодаря этому у нас очень низкая стоимость привлечения клиента — до 20 раз ниже, чем у конкурентов. Однако система образования в государственных школах построена по определенным правилам, которые мы должны соблюдать. Проблема в том, что часто эти правила школа сформулировать не может — зато если ты их каким-то образом нарушаешь, то сталкиваешься с неприятностями. Нам было сложно понять, как все это работает.
 
Есть и организационные проблемы. Одна из них — когда тебе не дают ключ от кабинета из-за отсутствия списков на охране или распоряжения. В результате занятия приходится переносить. Очень много бюрократии.
 
Были ситуации, когда наши договоренности нарушались. Всегда нужно понимать, что партнерство — это когда в документе расписаны все условия и стоят две подписи и две печати. Словесные договоренности ни к чему не приводят, и мы поняли это не сразу.
 
С одной школой мы неправильно организовали процесс, в результате пришлось разорвать отношения. У нас в тот момент было 73 клиента, с которыми должны были состояться занятия. Кто-то отреагировал на это спокойно и дал нам время разобраться в ситуации и найти другую площадку. Остальным пришлось возвращать деньги.
 
— Расскажите о своем опыте обучения в инкубаторе НИУ ВШЭ. Помог ли он в развитии проекта?
— В прошлом году я участвовал в конкурсе предпринимательских проектов НИУ ВШЭ, победителям которого университет давал 200 тысяч рублей на развитие своих стартапов. Многие думают, что стартап — это когда у тебя есть IT-продукт. На самом деле, мы тоже стартап, поскольку можем быстро расти. Нам не нужно арендовать помещения для занятий, мы можем спокойно заходить на готовые площадки. Я прошел отбор, выиграл конкурс и получил деньги на развитие проекта.
 
В инкубаторе мы проходили программу акселерации, рассчитанную на три месяца. Главная ценность инкубатора — люди. На мой взгляд, если кому-то не помог инкубатор — то только потому, что человек не знал, чего хотел. Нужно понимание того, что ты хочешь сделать — а здесь ты сможешь найти людей, которые помогут это реализовать.
— Есть ли у вас инвесторы? Занимаетесь ли фандрайзингом?
— Мы быстро вышли на прибыльность и реинвестировали свои средства. Сейчас спокойно содержим команду. Однако в планах есть привлечение средств для быстрого масштабирования. Мы хотим набрать 8 тысяч клиентов к маю, без инвестиций дотянем до 3 тысяч. Сейчас мы растем в среднем на 60% в месяц (в деньгах) — можем быстрее: в декабре рост замедлился до 31%, для бизнеса это несезонный месяц.
 
Мы только начинаем заниматься привлечением средств. Уже нашли продукт, интересный рынок и клиентов, которые готовы платить, поняли, на чем можно заработать, докрутили бизнес-модель и теперь налаживаем внутренние процессы. У нас уже появилась своя система учета. Декабрь понадобится нам на отлаживание процессов, чтобы мы смогли поставить все «на конвейер» — после этого мы будем говорить про масштабирование и активное привлечение инвестиций. Я считаю, что все нужно делать постепенно. Вкладываться в маркетинг и потом облажаться — это не вариант.
 
Деньги будем использовать для активного расширения на московском рынке, в регионы собираемся выходить чуть позже. Мы постепенно начинаем общаться с инвесторами, но никаких конкретных договоренностей сейчас нет.
 
Во всех историях успеха мы стараемся показать не безликую кампанию, а историю, через что прошёл основатель, что он делал, где находится сейчас. Работайте над своим проектом действительно усердно, тогда вы добьётесь успеха в своём деле, а мы вам поможем с экспертизой, продажами и масштабированием, ждём вас в нашей акселерационной программе. Ссылка на полную статью: https://rb.ru/longread/young-designers/