Пост-релиз: "Лаборатория бизнеса" с Дмитрием Молчановым. Занятие 8.

21 ноября при поддержке Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ прошло 8 занятие курса Дмитрия Молчанова "Лаборатория бизнеса". Данное занятие было посвящено составлению финансового прогноза:  сколько будет потрачено и сколько заработано в результате предпринимательской деятельности.

Первый вопрос, который нужно себе задать: с чего начинается упрощенный подход к расчетам? В каждом бизнесе есть единица продукта и нужно определиться, в чем вы будете её мерить (например, для мебельной компании это диваны или столы, для сотовой связи —  количество абонентов). В дальнейшем будет необходимо свести все затраты к стоимости одной единицы продукта, и только после этого можно будет прогнозировать цену продажи.

Для примера Дмитрий предложил разобрать кейс одной из команд. Было решено разобрать бизнес команды «Foto Runners», идеей которой является сайт, на котором после спортивных мероприятий фотографы продают фото, причем каждый участник соревнований может легко найти себя с помощью программы распознавания лиц или по номеру участия. Их продуктом является одно фото или пакет фотографий. Продукт делится на несколько ценовых категорий, в зависимости от объема пакета фотографий. Основная часть прямых затрат — оплата услуг фотографов. Команда решила проводить с помощью лайков рейтингование фотографов: профессионал, любитель, новичок. Дмитрий обратил внимание на то, что профессионалы будут не готовы бороться за лайки на протяжении неопределенного периода в силу их статуса (чтобы их фото продавались по более дорогой цене), поэтому посоветовал пересмотреть данный момент. Время выхода сайта либо будет дешевое и займет годы, либо быстрое, но очень дорогое.

После расчета затрат, можно выдвигать гипотезы. Например, необходимо определить, сколько процентов от цены продукта вы готовы отдать фотографу?

Косвенные затраты делятся на стартовые (регистрация компании, открытие счета, оборудование, создание базы данных поставщиков, сайт) и периодические, которые считаются ежемесячно (хостинг сайта, аренда помещения, интернет, телефонные звонки, зарплата работников). Каких-то сотрудников нужно нанимать в штаб (бухгалтеры, юристы, в бизнесе, представленном в примере - переводчики), кого-то (например, дизайнеров) лучше брать на фриланс. Необходимо вести первичную документацию, то есть собирать все кассовые чеки.

В заключении, Дмитрий посоветовал четко прописать все расходы до мелочей, они должны быть обоснованными, чтобы рассказать об этом на презентации инвесторам.

А самое главное предприниматели должны помнить: отбросьте лишние затраты на первом этапе, если без них можно обойтись, тогда останется меньше поводов для сожалений.

Недялкова Анастасия