MVP

Как создать первую версию продукта, чтобы протестировать ценность? Инструменты быстрого прототипирования, задачи прототипа и MVP, какие бывают виды MVP.
Урок 8
В уроке 1 мы уже говорили о минимально жизнеспособном продукте (MVP), с помощью которого можно проверить ваши бизнес-идеи на потенциальных клиентах. Для отработки механизмов взаимодействия клиентов с продуктом также используется прототип. MVP и прототип — два важнейших инструмента, которые необходимы стартапу для тестирования гипотез перед тем, как вкладывать усилия и деньги в полноценную разработку продукта.

В этом уроке вы:
- Узнаете, в чем разница между прототипом и MVP
- Научитесь создавать прототипы и работать с ними
- Освоите механизм проверки гипотез с помощью MVP
Время прохождения урока:

60 минут
Прототип и MVP: в чем разница?
Возможно, вы уже знакомы с понятиями прототипа и MVP — или хотя бы примерно представляете, что это такое. Чтобы проверить свои знания, попробуйте ответить на несколько вопросов.
Задание завершено!
Вопрос #1. Мы делаем _____________, чтобы проверить, возможно ли в принципе создать задуманный продукт, как аудитория будет с ним взаимодействовать, где в этом взаимодействии могут возникнуть проблемы.
Прототип или MVP? Выберите нужное.
Правильный ответ: прототип
Вопрос #2. Мы делаем _____________, чтобы протестировать, готова ли аудитория платить за наш продукт.
Прототип или MVP? Выберите нужное.
Правильный ответ: MVP
Вопрос #3. Что из этого пример прототипа?
Оба примера — это прототипы. С помощью варианта 1 можно протестировать, как пользователи будут взаимодействовать с мессенджером, а с помощью варианта 2 — с сайтом для записи на занятия в бассейн.
Вопрос #4. Посмотрите на картинку: https://prntscr.com/os2qjf
Что на ней?
Конечно, это прототип: вы можете протестировать, как пользователи будут взаимодействовать с терминалом оплаты. А вот сделать первые продажи с помощью «бумажного» терминала не получится.
Вопрос #5. Вы придумали продукт, который помогает создать мобильное приложение для любого ресторана всего в несколько кликов. Для начала вы сделали простой сайт, на котором ресторатор может выбрать один из трех вариантов дизайнов приложения и добавить разные функции.
По итогу ваши программисты вручную соберут приложение нужного вида, и вы сможете показать его ресторатору с вопросом, готов ли он заплатить за возможность с легкостью конструировать подобные приложения. Таким образом, вы создали:
Вы создали MVP, чтобы протестировать спрос на ваш продукт.
Подведем итоги:
Прототип - это имитация взаимодействия пользователя с продуктом. Задачи прототипа — доказать, что продукт в принципе возможно реализовать, проверить, решает ли он боль клиента, понять, как он будет работать.
Пример. Вы хотите создать сервис по доставке набора продуктов для ужинов на неделю. Ваш прототип: на своей кухне подготовить наборы, развести их друзьям и посмотреть, как они будут ими пользоваться: что им понравится, что нет, с чем возникнут проблемы.

MVP — это версия продукта, которой клиенты могут воспользоваться, чтобы получить заявленную ценность. Задача MVP — собрать данные, которые помогут подтвердить или опровергнуть продуктовые гипотезы.
Пример. Возьмем сервис из первого примера. Ваш MVP: создать сайт, на котором можно заказать один из трех вариантов тех же наборов для ужинов с доставкой в один из спальных районов Самары. Наборы вы готовите у себя на кухне и развозите сами — пока вы не запускаете сервис на полную мощность, а только хотите протестировать, насколько он будет востребован на примере одного района.

Дальше мы подробнее поговорим о каждом инструменте. Начнем с прототипа.
Часть 1. Прототип: как создать и протестировать
Итак, прототип нужен, чтобы понять, как клиент будет взаимодействовать с продуктом. Посмотрите короткое видео, в котором специалист в области проектирования человеко-ориентированных решений Александр Ненашев рассмотрит два примера прототипов из разных сфер.
Вопрос #6. Как вы поняли, зачем команда Александра решила сделать прототип пиццерии?
Показать ответ эксперта
Прежде чем вкладывать деньги в пиццерию, нужно было понять, как организовать ее пространство: как сделать рассадку, куда поставить стойку заказа, как будет двигаться очередь. Картонный прототип позволил без больших затрат протестировать несколько разных способов организации и выбрать лучший.
Переходим к работе с прототипом! Она строится в определенной последовательности — предлагаем сначала ознакомиться со схемой в целом, а потом подробно изучить каждый шаг.
Определение ключевых функций прототипа
Разработка сценариев взаимодействия пользователя с прототипом
Создание прототипа
Подготовка к тестированию
Тестирование
Анализ результатов и выход на новую итерацию прототипа
Теперь подробно рассмотрим каждый этап работы с прототипом
Шаг 1: определите ключевые функции прототипа
В первую очередь вам нужно определите самые важные функции прототипа, убрав все лишнее. Для этого задайте себе вопрос: без какой функции мой продукт не имеет смысла? Вам нужно сосредоточиться на прототипировании именно этих функций.

По итогам тестирования вы сможете улучшать ключевые функции — и усложнять прототип. Поступательный характер прототипирования помогает понять, какая именно функция привела к определенной реакции пользователя.
Шаг 2. Разработайте сценарии взаимодействия пользователя с прототипом
В этом видео Александр Ненашев расскажет, как создать сценарии для тестирования прототипа.
Вы запомнили, в какой последовательности создается сценарий для прототипа?

1. Определите, для какого пользователя этот прототип.
2. Определите, в какой ситуации пользователь будет взаимодействовать с прототипом? Какую задачу ему нужно решить?
3. Опишите взаимодействие по шагам, указав, что делает пользователь на каждом этапе.
4. Нарисуйте все интерфейсы взаимодействия с пользователем.
Шаг 3. Создаем прототип
Как определить, нужен ли вам прототип из картона или лучше нарисовать интерфейсы? Ответ вы найдете в видео.
Итак, если ваш продукт материален (например, сервис доставки) — делайте физический прототип. Если взаимодействие пользователя с вашим продуктом происходит через цифровой интерфейс (например, игра или мобильное приложение), вы можете:

1. Нарисовать экраны прямо на бумаге. Это позволит создать много вариантов, а при тестировании — доработать прототип вместе с пользователями.
2. Воспользоваться одним из сервисов для прототипирования интерфейсов, например:
https://www.axure.com/
https://marvelapp.com/
https://www.figma.com/

Также рекомендуем вам статью об использовании Axure.
Шаг 4. Готовимся к тестированию
Перед тестированием прототипа вам нужно будет подготовить такие карточки. Зачем? Об этом расскажет Александр Ненашев.
Шаг 5. Тестирование
Для начала предлагаем вам посмотреть видео о тестировании бумажного прототипа мобильного приложения, а после ответить на один вопрос.
a и с правильные ответы. На тестировании вы не объясняете пользователю, как выполнить задачу. Вы — наблюдатель, ваша цель — следить за тем, как пользователь справляется с задачей без посторонней помощи.
Вопрос #7. Что делает человек, который проводит тестирование?
Кстати, в этом видео не хватает двух важных этапов в тестировании прототипа. Каких? Об этом вы узнаете из следующего видео с Александром Ненашевым.
Таким образом, тестирование прототипа состоит из трех этапов:

1. Знакомство. Вы даете пользователю задание и следите за его взаимодействием с прототипом. На этом этапе вы наблюдаете, насколько концепция продукта понятна пользователю.
2. Поиск дыр. После того, как пользователь справится (или не справится) с задачей, вы расспрашиваете о его опыте. Что было просто и понятно? Что вызвало сложности и почему?
3. Совместная доработка. Только на последнем этапе вы вместе с пользователем задаетесь вопросом: «А как это можно улучшить?».
Правильный ответ 1. Тестирование горячего прототипа — это не вид количественного исследования. Нас не интересует большое число «прогонов» (это потребуется позже) — важна качественная работа с каждым пользователем. При соблюдении логики тестирования достаточно трех качественных тестов с людьми одного профиля для выхода на следующую итерацию продукта.
Вопрос #8. Кстати, насколько внимательно вы смотрели последнее видео? Ответьте, сколько человек должно протестировать ваш прототип?
Шаг 6. Обработка результатов и выход на новую итерацию
Наконец, посмотрите видео о финальном этапе работы с прототипом.
После тестирования необходимо провести анализ, чтобы выйти на новую итерацию продукта. Для этого используется сортировка рабочих идей по двум картам.
Делайте больше быстрых итераций по изменению горячих прототипов. Это сэкономит вам деньги.
Подводим итоги
Мы также собрали для вас список полезных ссылок для более глубокого погружения в тему:

- Онлайн-курсы и уроки по горячему прототипированию: 1, 2, 3, 4.
- Обзор эффективных инструментов прототипирования.
- Небольшой, но полезный учебник по прототипированию от платформы UXPin.
Часть 2. MVP — минимально жизнеспособный продукт
Переходим к теме минимально жизнеспособного продукта. Предлагаем начать с небольшой игры: как вы думаете, какие из этих компаний начинали с MVP?
Как видите, все эти стартапы, выросшие в большие компании, начинали с MVP. Рассмотрим, почему они выбрали именно такой путь.
Spotify
Да, начинали с MVP. Разработчики MVP Spotify сконцентрировались на единственной функции: потоковой передаче музыки. Изучив данные закрытого бета-тестирования приложения, основатели смогли заключить контракты с большими рекорд-лейблами и получить финансирование для своего проекта.
Foursquare
Да, начинали с MVP. MVP Foursquare содержал только чек-ины и награды-бейджи. Проанализировав реакцию пользователей, разработчики начали расширять возможности приложения, добавив, например, рекомендации и путеводители по городам.
Airbnb
Да, начинали с MVP. История Airbnb началась с того, что основатели компании Брайан Чески и Джо Геббиа решили сдавать гостиную в своей квартире в Сан-Франциско участникам конференции по дизайну. Они запустили MVP в виде простого сайта с фотографиями квартиры и скоро стали регулярно принимать гостей. Таким образом, им удалось быстро подтвердить гипотезу, что сдача жилья на короткий срок востребована и подобный сервис сможет составить конкуренцию отелям.
Groupon
Да, начинали с MVP. Еще до появления Groupon основатели компании создали сайт The Point по поиску единомышленников для коллективных действий — например, подписания петиций. Особенной популярными на сайте оказались объявления о коллективных скидках. Тогда основатели запустили блог на Wordpress, в который вручную добавляли информацию о коллективных скидках. Когда пользователь подписывался на определенную скидку, ему на электронную почту высылался PDF-файл с информацией о ней. Таким образом, основателям Groupon удалось протестировать свою гипотезу (людей интересуют коллективные скидки) с минимальными затратами.
MVP — это рабочая версия продукта, которую используют, чтобы проверить максимальное количество гипотез с минимальными усилиями. Основная задача MVP — получение обратной связи от потенциальных пользователей для дальнейшего развития продукта. Следовательно MVP должен иметь только функции, необходимые для тестирования текущих гипотез — и не более того!

Зачем стартапы используют MVP? Все просто — это позволяет избежать больших затрат и рисков в случае, если продукт не заработает из-за неверных гипотез. Еще одна деталь — MVP обычно тестируют на ранних последователях: они охотнее дают обратную связь и способны понять концепцию продукта из рабочего варианта.

Кстати, MVP — не всегда продукт, который можно потрогать. Например, если вам нужно протестировать маркетинговые каналы, достаточно сделать страницу в социальных сетях.
Процесс создания и тестирования MVP состоит из следующих шагов:

1. Формулировка гипотезы и критериев успешности.
2. Определение ключевых функций MVP.
3. Создание MVP.
4. Запуск MVP — проверка продуктовых гипотез на ранних последователях.
5. Сопоставление полученных данных с критериями успешности.
6. Доработка MVP для проверки следующей гипотезы или запуска полноценного продукта.

Продажи без продукта
Частая ситуация для стартапа — вы нужно протестировать спрос на продукт, но самого продукта у вас пока нет. Что в этом случае можно считать подтверждением того, что потенциальный клиент готов купить продукт? Попробуйте найти ответы с помощью этого задания.
Правильный ответ a. Все варианты указывают на заинтересованность компании, но подписанный договор — самый надежный показатель. Однако нужно учитывать, что вы будете обязаны выпустить продукт к указанному в договоре сроку.
Вопрос #9. Вариант для b2c-продуктов — вы сделали простой сайт с описанием продукта и предложением его купить, привлекли на него пользователей. Какой самый надежный показатель того, что потенциальный клиент купит ваш продукт?
Правильный ответ a. Все варианты показывают заинтересованность клиента, но утверждать, что он точно купит продукт можно только на стадии введения данных банковской карты. Да, у вас пока нет продукта, но можно сделать так, чтобы при попытке ввести данные карты появлялось сообщение о том, что продукт в процессе реализации и вы уведомите потенциального покупателя, как только он будет готов.
Вариант для b2b-продуктов — вы подготовили презентацию будущего продукта и представили ее потенциальному клиенту. Какой самый надежный показатель того, что компания купит ваш продукт?
Первые ручные продажи
Стоимость привлечения клиента на этапе ручных продаж может быть достаточно высокой. Однако первые продажи не только позволяют подтвердить гипотезы деньгами клиента, но и быстро получить обратную связь. Хороший вариант — вы приходите к клиенту с презентацией и сразу после нее предлагаете воспользоваться продуктом здесь и сейчас.

Сколько ручных продаж необходимо сделать? Это сложный вопрос — количество, которое подтверждает, что ваше предложение удовлетворяет боль ЦА, зависит от особенностей продукта и объема рынка. В целом, для массового рынка считается, что нужно сделать около сотни ручных продаж.
Итак, вы закончили изучение урока, приступим к итоговому заданию.
Время выполнения задания:

2 часа
Итоговое задание
Задание 1
Создайте макет минимальной версии продукта, воспользовавшись одним из инструментов из раздела "Быстрое прототипирование продукта". Макет должен показывать основной функционал вашего решения, который направлен на доставку обещанной ценности потенциальному клиенту. Из макета должно быть понятно, что из себя представляет продукт, и каким образом пользователь взаимодействует с продуктом.
Задание 2
Подтвердите ценность созданного вами продуктового решения. Финальная часть поиска соответствия решения и потребности — доказать, что продукт имеет ценность для пользователей/клиентов.
Наилучший способ доказать ценность — получить деньги от клиента за использование продукта. Но не всегда возможно провести полноценную сделку, поэтому на этом этапе у вас есть другие способы подтверждения ценности, например:

1. Провести решенческие интервью (описано в Уроке 5), отразить результаты в виде таблицы.
2. Получить согласие на пилотирование продукта (в письменном виде) с согласованными параметрами пилота и оплатой в случае его успешного завершения.
3. Получить пользователей продукта, соответствующих текущей бизнес-модели и гипотезам относительно их использования продукта (например, продуктовых метрик).
4. Получить контакты потенциальных пользователей, оформивших предзаказ на покупку продукта или оставивших заявку на использование будущего продукта.
5. Заключить договор с потенциальными клиентами (для b2b-сегмента).

Опишите, что вы сделали для проверки ценности своего решения. Например: запустил рекламу на лендинг и получит 150 продаж за один вечер
Результаты
Это был один из самых важных уроков — теперь вы знаете, что стартапу не стоит тратить много денег на разработку продукта в начале пути. Гораздо проще начать с прототипирования и продолжить с разработкой MVP, чем вложить деньги в полноценное создание ненужного людям продукта.
Отнеситесь крайне внимательно к результатам вашего задания - не забывайте использовать их на практике и постоянно улучшать, получая обратную связь от пользователей.