Команда

Что важнее: хорошо подобранная команда, прорывная бизнес-идея или готовый продукт?
Урок 4
Любой инвестор знает, что слабо мотивированная команда может «убить» удачную идею — и, наоборот, блестящая команда способна сделать из средней идеи прибыльный бизнес. Директор Акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев расскажет, кто нужен стартапу на старте, как искать и мотивировать людей и каких ошибок не следует допускать при формировании команды.

В этом уроке вы:
  • Узнаете, какие роли нужны в команде стартапа и какими компетенциями должны обладать ее члены
  • Получите представление о механизме распределения долей между участниками команды
  • И, наконец, оцените, как обстоят дела в вашей команде — и не нужно ли в ней что-то поменять
Время прохождения урока:

90 минут
Начнём с небольшого теста
мы подготовили несколько вопросов о том, как должна быть устроена команда стартапа на старте. Проверьте, насколько хорошо вы разбираетесь в теме. После теста вы посмотрите видео, в которых Дмитрий Калаев разберет все эти вопросы.
Выполнить задание
Что важнее для инвестора: сплоченная команда или хорошая бизнес-идея?
У Дмитрия Калаева есть веские аргументы, почему сплоченная команда важнее хорошей бизнес-идеи
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
Давние друзья, у которых появились дети, столкнулись с проблемой: у всех видео-нянь есть те или иные недостатки. Они решили уйти с работ в сфере HR, чтобы создать новый гаджет — самую удобную видео-няню. Как вы думаете, может ли что-то в этом стартапе насторожить к потенциального инвестора?
У команды есть недостаток — основатели работали в HR и не разбираются в разработке гаджетов. Если ни у кого из команды нет опыта на нужном рынке, стартапу будет сложно быстро выстрелить. Почему? Об этом пойдет речь в одном из видео.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
Сколько человек должно быть в команде стартапа на старте?
Оптимальный размер команды на старте — 2-3 человека. Почему не больше? Об этом вы узнаете из урока.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
Отметьте все роли, без которых невозможно развивать стартап на этапе тестирования гипотез и поиска первых клиентов.
В команде стартапа должны быть люди, которые выполняют все 4 перечисленные роли. Но это не значит, что в ней обязательно должно быть 4 человека — об этом подробнее расскажет Дмитрий Калаев.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
Вы с партнером поделили доли в стартапе 50 на 50, но через полгода он ушел на хорошую должность в большом бизнесе. Теперь половина стартапа принадлежит человеку, который не будет им заниматься. Этого бы не случилось, если бы вы договорились о вестинге. Вы знаете, что это такое?
Вестинг — это схема распределения долей в проекте в зависимости от времени работы над ним. О том, как грамотно поделить доли в стартапе, мы расскажем в конце урока.

Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
О формировании команды стартапа вы пока знаете немного, но этот урок поможет разобраться в теме. Уделите его материалам достаточно внимания.
Пройти ещё раз
Кое-что вы уже знаете, но это лишь небольшая часть нюансов, важных для того, чтобы собрать хорошую команду. Уделите этому уроку достаточно внимания.
Пройти ещё раз
Вы правильно ответили почти на все вопросы, но это только часть нюансов, важных для того, чтобы собрать хорошую команду. Уделите этому уроку достаточно внимания.
Пройти ещё раз
Вы правильно ответили на все вопросы. Тем не менее, в этом уроке вы найдете много новой информации и полезных советов о том, как собрать команду стартапа.
Пройти ещё раз
Как собрать команду
Мы подготовили 3 лекции от директора Акселератора ФРИИ Дмитрия Калаева. Это советы о том, как собрать команду, которая сможет превратить бизнес-идею в востребованный продукт, а стартап с двумя основателями — в лидера рынка. После каждой лекции вас ждет небольшое задание — так вы сможете убедиться, что не упустили ничего важного.
Роли и компетенции в команде
Первая лекция
Из этой лекции вы узнали об основных принципах формирования команды. Проверьте себя — согласны ли вы с этими утверждениями?
Выполнить задание
Что важнее для инвестора: сплоченная команда или хорошая бизнес-идея?
У Дмитрия Калаева есть веские аргументы, почему сплоченная команда важнее хорошей бизнес-идеи
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
Давние друзья, у которых появились дети, столкнулись с проблемой: у всех видео-нянь есть те или иные недостатки. Они решили уйти с работ в сфере HR, чтобы создать новый гаджет — самую удобную видео-няню. Как вы думаете, может ли что-то в этом стартапе насторожить к потенциального инвестора?
У команды есть недостаток — основатели работали в HR и не разбираются в разработке гаджетов. Если ни у кого из команды нет опыта на нужном рынке, стартапу будет сложно быстро выстрелить. Почему? Об этом пойдет речь в одном из видео.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
Сколько человек должно быть в команде стартапа на старте?
Оптимальный размер команды на старте — 2-3 человека. Почему не больше? Об этом вы узнаете из урока.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
Отметьте все роли, без которых невозможно развивать стартап на этапе тестирования гипотез и поиска первых клиентов.
В команде стартапа должны быть люди, которые выполняют все 4 перечисленные роли. Но это не значит, что в ней обязательно должно быть 4 человека — об этом подробнее расскажет Дмитрий Калаев.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
О формировании команды стартапа вы пока знаете немного, но этот урок поможет разобраться в теме. Уделите его материалам достаточно внимания.
Пройти ещё раз
Кое-что вы уже знаете, но это лишь небольшая часть нюансов, важных для того, чтобы собрать хорошую команду. Уделите этому уроку достаточно внимания.
Пройти ещё раз
Вы правильно ответили почти на все вопросы, но это только часть нюансов, важных для того, чтобы собрать хорошую команду. Уделите этому уроку достаточно внимания.
Пройти ещё раз
Вы правильно ответили на все вопросы. Тем не менее, в этом уроке вы найдете много новой информации и полезных советов о том, как собрать команду стартапа.
Пройти ещё раз
Поиск сооснователей и мотивация команды
Вторая лекция
Правильные ответы на 1-ый вопрос:

  1. Начинать стартап с людьми, у которых те же компетенции, что и у вас.

  2. Брать в сооснователи родственников и близких друзей.

Что нужно учесть, чтобы собрать успешную команду? Проверьте, насколько хорошо вы запомнили советы Дмитрия Калаева.
Отметьте все, что не рекомендуется делать при поиске людей в команду.
Перед вами список качеств, которые нужны основателям стартапа. Какими из них обладаете вы?
Постарайтесь ответить максимально честно.
Этапы развития команды. Ошибки на старте
Третья лекция
Вопрос 3
На основе лекции Дмитрия Калаева попробуйте сформулировать советы команде стартапа, которая находится на стадии тестирования каналов и первых продаж. Попробуйте сделать это самостоятельно, а потом сравните их с нашими рекомендациями.
Проверить себя и посмотреть советы
7 советов команде стартапа на первых продаж
  1. Запуск стартапа — время героев и универсальных солдат. На этой стадии за продажи отвечает и технический директор, и — обязательно — CEO.
  2. У вас нет KPI и жестких процедур — их время еще не пришло.
  3. Не стоит брать в качестве CEO управленца с опытом в крупных компаниях. Такие люди привыкли делегировать и работать в заданных рамках — они не справятся с условиями неопределенности, в которых развивается стартап.
  4. Не нанимайте маркетологов и продавцов — ведь вы только пытаетесь понять, кто ваш клиент и что вы ему предлагаете. Пока у вас нет устоявшейся бизнес-модели и постоянного потока продаж, раздувать команду — бессмысленно.
  5. Ключевые компетенции нельзя отдавать на аутсорс — они должны быть внутри команды. На стороне можно разместить лишь вспомогательные задачи, например, бухгалтерию и юриста.
  6. Привлекайте советников — экспертов, которые могут консультировать вас, например, раз в месяц. Брать их в команду слишком дорого, но их помощь будет ценной.
  7. Не стоит нанимать консалтинговую компанию для оценки рынка и составления бизнес-плана. Инвестору важно, как видите рынок и свое будущее именно вы — стартап без видения не имеет ценности.
Распределение долей в стартапе
Вы уже думали над тем, как поделите доли в своем стартапе? На начальном этапе может казаться, что это дело будущего — пока важнее проработка идеи. Однако если откладывать этот вопрос, можно столкнуться с серьезными проблемами.

Познакомьтесь с реальной историей из опыта участника одной из наших акселерационных программ
Сокурсники Д. и А. решили запустить стартап, договорившись о том, что делят доли в компании поровну. А. с первого дня включилась в разработку первой версии продукта, вкладывая в это свободное время и оплачивая сопутствующие расходы. Д., который должен был отвечать за управление и продажи, начал заниматься общением с потенциальными клиентами, но вскоре у него возникли проблемы с другим его бизнесом. Он посвящал проекту все меньше внимания и даже в какой-то момент на месяц уехал отдохнуть от проблем на Бали.
А. по-прежнему верила в идею и вкладывала в стартап время и деньги еще полгода. Чтобы ускорить запуск проекта, она привлекла к стартапу разработчика и продажника, пообещав каждому долю 10%. В этот момент Д., который закрыл свой неудачный бизнес, снова захотел активно участвовать в стартапе. Поскольку изначально его зоной ответственности было управление, он стал продавливать решения, которые не нравились А. При этом получилось, что Д. владеет 50% компании, а у А. осталось 30%, ведь еще по 10% получили новые партнеры. В таких условиях А. решила, что бессмысленно развивать по сути чужой бизнес и покинула проект.
Эта история могла бы стать еще более конфликтной, если бы в стартап были вложены серьезные средства или он стал приносить доходы — ведь тогда речь шла бы уже о дележе больших денег.
Как обезопасить свой проект от таких ситуаций?
Для этого еще на старте необходимо решить, как и на каких условиях распределяются доли в стартапе. Распределение долей (опционов) — сложный механизм: к команде могут присоединиться новые партнеры, сооснователи — уйти из нее, а в будущем на горизонте появятся инвесторы, которые захотят получить свою долю в бизнесе. Тем не менее, об этом нужно договориться сразу. Казалось бы, самый простой вариант — поделить доли поровну между всеми сооснователями. На деле такой способ часто ведет к конфликтам, как в истории А. и Д.

Представьте, что в команде стартапа 3 человека и доля каждого — около 33%, но на этапе старта один вкладывает в него деньги, другой — время, и оба недовольны третьим, который считает, что его главный вклад — идея. Действительно, обычно сооснователи участвуют в развитии проекта разными способами и в разной степени. Для того чтобы оценить вклад (и соответственно долю) сооснователей есть несколько инструментов. Один из самых простых и эффективных — калькулятор Деммлера, который учитывает такие факторы, как вовлеченность, риски и обязанности партнеров. О нюансах распределения долей можно также узнать из этого материала.
Снова вернемся к истории А. и Д. Как А. могла бы избежать ситуации, в которой ее партнер прекратил заниматься проектом, но при этом сохранил свою долю? Вспомните вторую лекцию Дмитрия Калаева — в ней он упоминал такой инструмент, как вестинг. Вестинг — это схема, по которой участники стартапа получают свои доли пропорционально времени работы над ним. Для стартапов вестинг обычно составляет 4 года, с клиффом (сроком, после которого начинается начисление доли) в 1 год. Подробнее об этом можно прочитать здесь. Если бы А. и Д. договорились о такой схеме вестинга, то Д., прекративший работу над проектом меньше, чем через год, не прошел бы клифф — и потерял бы свои 50%. Теперь представьте, что Д. занимался стартапом два года, а потом решил бросить все и переехать на Бали — в этом случае его доля на выходе из проекта составила бы 25%.
В этом уроке было много информации о том, как формировать команду стартапа, — итоговое задание поможет вам систематизировать ее применительно к вашему проекту. Скачайте таблицу и заполните ее по этой схеме:
  1. Впишите в верхнюю строку имена сооснователей вашего стартапа.
  2. Теперь поработайте с левой колонкой: пропишите 2-3 ключевые компетенции людей, которые смогут взять на себя роль CEO, отвечать за продукт, продажи, маркетинг в вашей команде.
  3. Подумайте, кто из ваших со-основателей обладает этими компетенциями. Поставьте галочки в ячейке на пересечении, если тот или иной человек подходит на одну из четырех ролей.
  4. Теперь оцените результат. Есть ли в команде человек, у которого нет никаких компетенций? Есть ли роль, которая никому не досталась?
  5. Подумайте, как и на каких условиях распределить доли между участниками команды, и запишите эту информацию рядом с именами.
Время выполнения задания:

5-10 минут
Итоговое задание
Результаты
Теперь вы знаете, как стоит подходить к созданию команды вашего стартапа, как минимум с точки зрения инвестора. Подойдите к этому вопросу максимально серьезно: не торопитесь с наймом и делением долей, ведь это то, от чего зависит дальнейшая судьба вашего стартапа.
Поделитесь этим уроком с участниками вашей команды, чтобы они понимали ваши решения и могли сами ответственно подойти к этим сложным вопросам.