→ Урок 1. Введение
Первые шаги - что необходимо знать на старте?
В этом уроке вы:

  • Узнаете, что такое стартап, какие стадии развития он проходит, что подразумевает метод бережливого стартапа. Даже если вы уже знакомы с этими понятиями, вы получите возможность проверить свои знания.
  • Поймете, какими характеристиками должна обладать идея для стартапа.
  • Сможете ответить на вопрос, подходит ли ваша идея для стартапа.
Что такое стартап?
Начнем с основ и разберемся, что такое стартап. В чем его отличие от традиционного бизнеса и почему реализацию одних идей можно назвать стартапом, а других — нет? Возможно, у вас уже есть представление о том, что это такое. Проверьте себя: какие из критериев, перечисленных ниже, по вашему мнению, характеризуют стартап?
Небольшой тест для разминки
Какие из перечисленных критериев соответствуют стартапам?
Начать тест
Это так
В какой-то степени да
Такое бывает редко, но у кого-то получается
Иногда бывает и такое
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
Это очень важно, особенно для привлечения инвестиций
Иначе это сделают конкуренты
Это очень спорное утверждение, объяснение в конце теста
Мы бы даже сказали, что нужно
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта



С нашей точки зрения, верно все утверждения, кроме №7 — стартап не может ставить целью быстрый выход на прибыль. Почему стартап должен обладать именно этими характеристиками? Об этом вы узнаете дальше в уроке.
Пройти ещё раз
Давайте закрепим материал
Итак, мы разобрались с базовыми характеристиками стартапа. Проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал, с помощью небольшого задания. Перед вами описание нескольких идей. Определите, подходят ли они для стартапа, опираясь на наши подсказки.
Выполнить задание
Эта идея подходит для стартапа?

Российский маркетплейс для родителей, который позволяет одним продавать ненужные детские вещи, а другим — покупать их по ценам ниже магазинных. Для целевой аудитории такая онлайн-площадка более удобна, чем универсальные сервисы вроде Avito. Модель монетизации — платная реклама детских брендов
.
Верно — этот проект рассчитан на большой рынок, его легко масштабировать, он будет стабильно развиваться. Кстати, именно под эту идею получил инвестиции выпускник бизнес-инкубатора ВШЭ.
Подумайте — этот проект рассчитан на большой рынок, его легко масштабировать, он будет стабильно развиваться, а значит он может стать основой для стартапа. Кстати, именно под эту идею получил инвестиции выпускник бизнес-инкубатора ВШЭ.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
Эта идея подходит для стартапа?

Интернет-сервис по привлечению клиентов в торговые точки: заказчик предоставляет характеристики своей целевой аудитории, а сервис подбирает из базы подходящих под описание клиентов, которым можно отправить СМС-сообщения с рекламой. В проекте используется анализ больших данных и технологии искусственного интеллекта. Модель монетизации — оплата за привлеченных клиентов.
Вы правы — проект рассчитан на большой рынок, его легко масштабировать, в нем используются инновационные технологии.
Почему же? Этот проект отвечает основным критериям стартапа: рассчитан на большой рынок, легко масштабируется, использует инновационные технологии.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
Эта идея подходит для стартапа?

Сеть городских парикмахерских, записываться в которые можно через интернет. Модель монетизации — плата за парикмахерские услуги.
Нет — этот проект ориентирован на узкий рынок, не содержит инноваций. Стартапом может быть сервис-агрегатор услуг индустрии красоты (парикмахерские, маникюрные салоны, салоны косметических процедур и т.д.) с множеством функций: поиск по заданным параметрам, информация о скидках и спец предложениях, электронная запись.
Вы правы — этот проект ориентирован на узкий рынок, не содержит инноваций. Стартапом может быть сервис-агрегатор услуг индустрии красоты (парикмахерские, маникюрные салоны, солярии и т.д.) с множеством функций: поиск по заданным параметрам, информация о скидках и спецпредложениях, электронная запись.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть комментарий эксперта
Вы ответили неправильно на все вопросы :( Но это не страшно! Ведь для того вы и пришли на этот курс, чтобы учиться новому.
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на один вопросы. Есть к чему стремиться!
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на 2/3 вопросов, поздравляем!
Пройти ещё раз
Все ответы верные! Да вы уже профессиональный стартапер!
Пройти ещё раз
Посмотреть подсказку
Подсказки
Сюда можно подсмотреть, если возникли сложности с заданием выше
Что отличает стартап от других типов бизнеса
1. У стартапа должна быть повторяемая и масштабируемая бизнес-модель. Повторяемость — это возможность многократно продать конечное решение. Масштабируемость — возможность быстрого роста проекта по основным показателям: числу пользователей/клиентов, выручке и т.д.

2. Стартап создает новый продукт или услугу в условиях неопределенности с использованием инновационной бизнес-модели. Инновация в бизнес-модели может носить разный характер: технологический, организационный, маркетинговый, социальный, экономический, экологический.
Что дает стартапу больше шансов выстрелить
1. Наличие у определенной группы людей ярко выраженной проблемы.

2. Отсутствие аналогичных проектов с долей на рынке более 35%.

3. Потенциальный объем рынка (объем продаж в год) более $100 миллионов либо потенциальное количество пользователей/клиентов свыше 10 миллионов человек.

4. Выбранный рынок демонстрирует положительную динамику больше 3 лет и по прогнозам продолжит расти в ближайшие 10 лет. Перспективны также только что появившиеся рынки или рынки, которые по прогнозам появятся в течение года.

5. При нынешнем уровне развития технологий и общества идею можно реализовать меньше, чем за 5 лет.

6. Увеличение числа клиентов/пользователей производится за счет технологии, а не найма новых сотрудников.


Три стадии развития стартапа
Вторая вещь, о которой важно сказать — цикл развития стартапа. Каждый стартап должен пройти 3 стадии:

  1. Поиск соответствия проблемы и решения
  2. Поиск соответствия продукта и рынка
  3. Поиск способов масштабирования
1-ая стадия
Соответствие проблема-решение
Ключевой вопрос:
Достойна ли проблема решения?

Как определить стоящую проблему, прежде чем инвестировать в ее решение месяцы или годы? Для этого нужно ответить на три вопроса:
- Хочет ли клиент решить эту проблему? (Обязательно)
- Готов ли он платить за ее решение? (Важно)
- Разрешима ли эта проблема? (Желательно)

Ответы на эти вопросы вы ищете с помощью общения с потенциальными клиентами. На основе этого вы определите минимальный набор характеристик продукта, который будет решать поставленную проблему, — и сможете создать минимально жизнеспособный продукт (Minimum Viable Product, MVP).
→ 2-ая стадия
Соответствие продукт-рынок
Ключевой вопрос:
Создал ли я что-то, необходимое людям?

На этой стадии вы проверяете, насколько хорошо ваш продукт решает проблему. Для этого нужно получить обратную связь от клиентов и убедиться, что продукт действительно им нужен. Как получить обратную связь? Вы привлекаете первых клиентов и делаете первые продажи.
→ 3-ая стадия
Масштабирование
Ключевой вопрос:
Как ускорить рост проекта?

После подтверждения соответствия продукт/рынок определенный успех уже гарантирован. Ваше внимание на этой стадии смещается к дальнейшему росту или масштабированию вашей бизнес-модели.
Метод Lean Startup
В этом курсе вы будете работать по методу бережливого стартапа, или Lean Startup. Вы уже сталкивались с этим термином? Если нет, то сейчас вы узнаете какие принципы лежат в основе Lean Startup и почему этот метод считается наиболее эффективным для разработки стартапов.
Для того чтобы вам стало понятнее, как работает метод Lean Startup, рассмотрим его применительно к созданию сервиса по подготовке финансовых отчетов для предпринимателей. Все цифры в этом кейсе условные — мы придумали его в первую очередь для того, чтобы проиллюстрировать принципы бережливого стартапа.
Вы ставите гипотезы: об идее, продукте, способах его продажи. Все эти аспекты собираются вместе в бизнес-модели.
Я считаю, что предпринимателям сложно работать с финансовыми отчетами. Если предложить им решение для быстрого формирования отчетов прямо из банковской выгрузки, они будут готовы за него платить. Возможно, успешной будет модель продажи такого сервиса по годовой подписке.

Думаю, что разместив рекламу в фейсбуке, я смогу найти не менее 20 тысяч предпринимателей, которым интересен мой продукт.
Вы проверяете гипотезы с помощью обратной связи от потенциальных клиентов.
Я провел проблемные интервью с 20 предпринимателями и убедился, что у 12 из них есть эта проблема.

Я разместил рекламу в фейсбуке, вложив в это 10 тысяч рублей. В результате я получил 50 клиентов за неделю, при этом на рекламном счету осталось еще 1000 рублей. Клиент обошелся мне в 180 рублей — это меньше, чем было заложено в моей финансовой модели (500). Однако такими темпами для привлечения 20 тысяч клиентов мне потребуется больше 7 лет, а я хочу получить такую аудиторию за год. Нужно искать другие каналы привлечения клиентов или изменить рекламную кампанию в фейсбуке, чтобы получить больший отклик.
Вы используете методики гибкой разработки продукта, чтобы проверить свои гипотезы. На этом этапе создается минимально жизнеспособный продукт (MVP).
Я предложил 15 привлеченным рекламой клиентам сделать пробный финансовый отчет за 500 рублей. Для этого я попросил их выгрузить данные из онлайн-бухгалтерии. Оказалось, что онлайн-бухгалтерией пользуются всего 9 человек из 15, при этом возможность выгрузки данных есть только у 5.

Я сделал 5 финансовых отчетов вручную, с помощью Excel — это было сложно и заняло 2 недели. Я разослал отчеты, но деньги за работу мне перевели только 3 предпринимателя, остальные перестали отвечать. У этих 3 клиентов я спросил, готовы ли они платить за сервис, который помогал бы им генерировать финансовые отчеты в любой момент, 10 тысяч рублей в год. Двое согласились, один сказал, что это слишком дорого.

Я убедился, что проблема важна для предпринимателей, поскольку некоторые из них готовы платить за ее решение. Кроме того, я понял, что стоит создать программу, которая будет автоматически обрабатывать данные из банковских выгрузок и формировать отчеты. Важно и то, что выяснилось, что не все предприниматели могут предоставить нужные данные, а часть не заплатили за проделанную работу.

Взяв в долг у друзей, я нашел программиста, который написал для меня программу и сделал простой сайт за 70 тысяч рублей. На сайте я разместил пример финансового отчета и информацию о том, как загрузить банковские выписки, а также форму для оплаты отчет онлайн. Ссылку на сайт я выслал остальным привлеченным из Facebook клиентам. 10 клиентов заказали отчеты, но 3 из сделанных ими платежей не прошли. Я попросил программиста разобраться, и он нашел техническую ошибку. После ее исправления оплаты прошли успешно. Я разослал отчеты клиентам. 2 человека написали, что не получили моих писем, а один попросил выслать отчет повторно, поскольку случайно его удалил. Я потратил на переписку около 2 часов, поэтому решил, что удобнее будет сделать на сайте функцию личного кабинета, чтобы клиенты сами могли просматривать отчеты. Я поставил задачу программисту, и за неделю он добавил эту функцию на сайт. За доработку сайта я заплатил 20 тысяч рублей.

Я вновь предложил привлеченным рекламой клиентам годовую подписку и за 2 недели заработал на ней 100 тысяч рублей, отбив затраты на программиста и отдав долг друзьям. Теперь у меня есть рабочая версия продукта, которую я могу продавать онлайн.
Подведем итоги
Итак, почему для разработки стартапов рекомендуется использовать метод Lean Startup? С его помощью можно проектировать продукты и услуги, которые будут соответствовать ожиданиям и потребностям клиентов, без значительного первичного финансирования или затратных продуктовых запусков. Lean Startup позволяет на ранней стадии проверить разные гипотезы и найти оптимальное решение, которое может привлечь инвестиции.
Итоговый тест
Вы прошли первый урок — надеемся, вам стали понятны базовые принципы работы стартапов. Перейдем к итоговому заданию — оно займет всего 5-10 минут.
Задание: Оцените, подходит ли ваша идея для стартапа с помощью теста. Отдельные вопросы могут вызвать затруднения — это не страшно. Ответы на них вы найдете в ходе курса.
Тест 1
Уверенность в идее и проверка гипотез
Выполнить задание
Вы уверены, что ваш будущий стартап решит проблему конкретной группы людей?
Стартап должен в первую очередь решать проблему определенной группы людей — без этого разработка проекта не имеет смысла. Возьмите время на размышление, чтобы вернуться к курсу с такой идеей.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Как вы считаете, в каком случае можно быть уверенным, что стартап действительно решает проблему клиентов?
У вас грамотный подход к делу, ведь общение с целевой аудиторией — это обязательный этап проверки гипотезы (1 балл)
Отлично, но вам обязательно нужно удостовериться в актуальности проблемы, пообщавшись с потенциальными клиентами (1 балл)

Ничего страшного, что пока это только предположение — в ходе курса вы получите инструменты, чтобы проверить свою гипотезу (0 баллов)
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
А ваши потенциальные клиенты действительно хотят решить эту проблему?
Придется проверить — возможно, эта проблема не так значительна, как вам кажется. О том, как это сделать, вы узнаете из следующих уроков (0 баллов)
Отлично, ведь если людям важно решить проблему, то они готовы за это заплатить (1 балл)

Вам придется проверить, действительно ли проблема важна для клиентов настолько, что они готовы заплатить за ее решение. О том, как это сделать, вы узнаете из следующих уроков (0 баллов)
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Вы ответили неправильно на все вопросы :( Но это не страшно! Ведь для того вы и пришли на этот курс, чтобы учиться новому.
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на один вопросы. Есть к чему стремиться!
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на 2/3 вопросов, поздравляем!
Пройти ещё раз
Все ответы верные! Да вы уже профессиональный стартапер!
Пройти ещё раз
Тест 2
Рынок и конкуренция
Выполнить задание
На рынке уже есть продукты, которые решают ту же проблему?
Присутствие лидеров на вашем рынке говорит о том, что выйти на него будет сложно (0 баллов)
Это хорошо, но важно понять, откуда вы это узнали
Это хорошо, но важно понять, откуда вы это узнали
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
На основе чего вы ответили на предыдущий вопрос?
Вы двигаетесь в правильном направлении. В наш курс входит урок по исследованию рынка, и у вас будет возможность уточнить свою оценку (1 балл)

Для того, чтобы не потерпеть неудачу, надо быть уверенным на 100%, поэтому в нашем курсе предусмотрен урок, посвященный
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Вы уже знаете потенциальный объем рынка для вашего стартапа?
Вы пришли на курс с хорошими наработками. Скоро вы сможете уточнить вашу оценку с помощью проверенных инструментов расчета объема рынка — этому будет посвящен один из уроков (1 балл)
Тогда вам предстоит это сделать — методам расчета объема рынка посвящен один из следующих уроков (0 баллов)
Это не так сложно, как кажется — методам расчета объема рынка будет посвящен один из следующих уроков (0 баллов)
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Вы ответили неправильно на все вопросы :( Но это не страшно! Ведь для того вы и пришли на этот курс, чтобы учиться новому.
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на один вопросы. Есть к чему стремиться!
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на 2/3 вопросов, поздравляем!
Пройти ещё раз
Все ответы верные! Да вы уже профессиональный стартапер!
Пройти ещё раз
Тест 3
Масштабирование
Выполнить задание
Как вы собираетесь масштабировать ваш проект, чтобы увеличить число клиентов?
Это не лучший способ масштабирования стартапа. Если масштабирование происходит только за счет найма новых сотрудников, то расти на сотни процентов в год будет проблематично — сложно быстро подыскивать и обучать персонал, сохраняя качество сервиса.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Вы ответили неправильно на все вопросы :( Но это не страшно! Ведь для того вы и пришли на этот курс, чтобы учиться новому.
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на один вопросы. Есть к чему стремиться!
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на 2/3 вопросов, поздравляем!
Пройти ещё раз
Все ответы верные! Да вы уже профессиональный стартапер!
Пройти ещё раз
Результаты
Подведем итоги. Как вы оцениваете потенциал своей идеи как основы для стартапа, пройдя этот тест? Два ключевых момента, на которых стоит сфокусироваться прямо сейчас — наличие проблемы и способы масштабирования. Действительно ли у определенной группы людей есть проблема, которую вы хотите решить с помощью своей идеи? Легко ли масштабируется ваш будущий бизнес? Найти значимую проблему, которую можно решить с помощью легко масштабируемого проекта, — отправная точка для развития идеи. В следующих уроках вы получите инструменты для проверки и оценки ваших предположений, которые помогут проработать вашу идею или изменить ее, чтобы создать жизнеспособный проект.