RU/ENG

 
вт, 27/11/2012 - 21:00

Пост-релиз: Мастер-класс Шахара Вайсера "Going Global: 4 countries in 1 year" (GetTaxi)

27 ноября при поддержке Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ прошел мастер-класс Шахара Вайсера на тему "Going Global: 4 countries in 1 year". Шахар Вайсер - основатель и генеральный директор компании GetTaxi с подразделениями по всему миру (Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Нью-Йорк и Тель-Авив), которая привлекла финансирование в размере $30 млн. и продолжает стремительно расти, захватывая новые рынки.

По словам Шахара, нельзя заставить людей творчески подойти к рабочему процессу, но можно попытаться построить такую атмосферу, в которой происходят чудеса. Начинающие предпринимателя делятся на тех, у кого только-только появилась идея, и необходимо найти команду, в которой можно поработать и получить необходимый опыт, и тех, у кого уже есть уверенность в собственных силах, и нужно найти стартовый капитал, чтобы наконец-то начать воплощать идеи в реальность. Не нужно забывать, что всегда есть люди, который засыпают и просыпаются с той же идеей, что и у вас, поэтому победит тот, кто сможет довести эту идею до идеала. По своему опыту спикер может судить о том, что проект на 1 миллион долларов и проект на 100 миллионов долларов — это одно и то же. «Процессы, которые ты проходишь, и люди, с которыми ты сталкиваешься  - это одно и то же, просто в других масштабах. Единственный барьер, который у нас есть — это мы сами. Отсутствие страха и понимание, что вы можете — это дороже всего».

Шахар предложил рассмотреть факторы, влияющие на успех компании, на примере GetTaxi, потому что этот проект уже прошел множество проблем, но ему еще предстоит пройти много этапов.

2 года назад зародилась идея о том, что было бы здорово, если бы было можно нажать кнопку на своем телефоне и вызвать такси, которое приедет туда, где находится клиент, при этом не разговаривая с оператором и получая на экране мобильного устройства информацию о том, что за машина должна приехать. Также, важным моментом является то, что клиент может не знать языка страны и названия места, где он находится. На данный момент, GetTaxi - это компания, которая, подняв 30 миллионов долларов, работает в 4 странах и имеет более 150 наемных работников. Очень сложно запустить пользовательский проект — в каждой стране свои нюансы и факторы, влияющие на покупателей.  Тем не менее, это не мешает компании GetTaxi расти на 30% каждый месяц с первого дня существования и получать по заказу в секунду во время часа-пик.

Целью компании GetTaxi была возможность связать мир онлайна с миром офлайна. Данный сервис работает следующим образом: с помощью геолокации автоматически находится ваше местоположение, приложение ищет ближайшего к вам водителя, отправляет вам информацию о нем, к вам приезжает такси и после поездки вы платите наличкой либо карточкой. В самом начале была сделана демо-версия для iPhone, все было визуально и ничего не работало, но все, кто это видел, говорили «хочу». Кроме того, у команды Шахара практически не было информации о рынке. Однако, как оказалось, рынок был недооценен — почти не осталось ниш таких масштабов как сфера такси, ведь как минимум 60% жителей мегаполиса заказывают такси хотя бы раз каждый месяц. Рынок такси относится к сегменту масс-маркета, и люди им с удовольствием пользуются. В самом начале разработки важно сделать первичную оценку рынка, понять, каков его размер, задать вопрос, нравится ли эта идея только вам, или всем? Рынок такси оказался замечательным сегментом, и концепцией компании GetTaxi стала цель построить систему, которая заменит пользователям личный транспорт, что-то, что похоже на их личную машину с водителем. Поначалу те, кто слышали об этой идее, говорили, что рынок неинтересный и непонятный, невозможно было найти коллег, кто хотел бы этим заниматься. При этом GetTaxi хотели, чтобы оплата происходила с помощью кредитной карты, и это не стоило денег пользователям или водителям. Так как стоимость трансакции составляла 2%, было принято следующее решение — клиенту предлагалось оставить чаевые в размере 0%,10% или 20% от стоимость поездки. Оказалось, что средняя сумма чаевых составила 8%, из которых часть уплачивалась за трансакцию, часть отдавалась водителю за сервис и часть уходила самой компании. Сейчас становится очевидно, что человек, который начал пользоваться данным приложением, теперь использует его все больше и больше. Чаще всего такси заказывают когда машина клиента в гараже, когда он пьян или когда едет в аэропорт. Теперь рынок не просто начал расти, сама компания GetTaxi  его выращивает. Еще одним нововведением стала разработка такого устройства, которое бы принимало заказы и было настолько удобным, что стало бы его другом. Кроме этого, была построена  социальная сеть, в которой водители говорят о траффике и ближайших клиентах. Одной из отличительных особенностей системы GetTaxi является искусственный интеллект, который может предсказать место, где будет совершен заказ, а также измерять время подачи машины, что приводит к большей эффективности и сокращении «холостого» пробега в разы.

По словам Шахара, когда вы приносите ценность потребителю, вы создаете глобальный бизнес, который может жить много лет. Кроме того, важные для клиентов ценности важны и муниципалитету в любом городе любой страны. GetTaxi не стремится взять ничего от города, наоборот, они хотят дать ему что-то, какую-то особую ценность.

В последней части Шахар рассказал о том, какие основные факторы повлияли на успех компании. Во-первых, это анализ каждого параметра с точки зрения цифр. Если стоимость одного пользователя в 3-5 раз дешевле, чем то, что он вам приносит, это говорит об эффективности бизнеса.  Нет параметра плохо/хорошо, есть много/мало и стремление это изменить. Когда у вас в бизнесе что-то повторяется, к вам возвращаются покупатели — это здорово.  Также, важным параметром является размер рынка и возможность рати на нём. GetTaxi узнали, что 40% траффика такси используется бизнесом, поэтому они предложили специальное предложение компаниям, где расчет идет через единый счет. Что касается продвижения, качественный продукт и веселые вирусные ролики в интернете принесли резонанс в прессу, и сейчас не проходит недели, чтобы к ним не обратилась страна, которое хочет запустить у себя данное приложение. Совет от Шахара: «Посмотрите на свой бизнес с точки зрения математики — если на уровне одного пользователя это работает, это будет работать и на большом объеме».

Вторым важным фактором является ваша команда. Когда у вас правильные кадры, у вас появляется множество возможностей. Вы должны доверять своей команде и дать ей возможность бежать вперед без контроля со вашей стороны. С чего начинать? По словам Шахара, треть времени вы должны интервьюировать людей, ведь все успехи связаны с их талантами. Вы можете не преуспеть даже на хорошем рынке, если у вас нет фантастически талантливой команды. Ваша компания — это люди, команда — это всё. Сильные люди готовы работать с сильными, неуверенные в себе люди нанимают не самые качественные кадры. Для талантливых людей в первую очередь вопрос состоит не в деньгах, а в том, как они себя будут чувствовать, будет ли им интересно и насколько они будут удовлетворены. Важно, кого вы берете первыми, они привлекут таких же креативных и целеустремленных кадров как они сами.

Когда вы делаете что-то в компании, вы задаете определенный тон и позволяете ей двигаться в своем направлении. В случае большой компании, очень сложно контролировать конкретного покупателя на уровне конкретной проблемы. Для этого должна существовать своя особая культура отношений с потребителем, которая приносит его лояльность. Бизнес должен нравится, вы должны любить его, и если у вас есть единомышленники, которые готовы заниматься этим вместе с вами, кто-то, с кем вы готовы делить проблемы и победы, вы добьетесь успеха.

Камила Мурсалимова

Поделиться ссылкой
Страница Бизнес-инкубатора ВКонтакте Канал Бизнес-инкубатора в YouTube Страница Бизнес-инкубатора в Facebook Страница HSE INC в Instagram HSE INC в Twitter