RU/ENG

 
ср, 17/10/2012 - 20:00

Пост-релиз: Курс по правовым основам ведения бизнеса от юридической фирмы “Зарцын и партнеры”. Занятие 1.

17 октября при поддержке Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ и юридической компании "Зарцын и партнеры" прошло первое занятие курса по правовым основам ведения бизнеса. На котором ведущие мастер-класса отвечали на вопросы: Что и как регистрировать? Как выстроить отношения с партнерами? Что делать, если бизнес закончился?

Многие заблуждаются, думая, что можно не регистрировать бизнес вообще. Когда вы только начинаете бизнес, нужно задать себе вопрос: когда регистрироваться? Главный признак — это систематичность: если вы более 2х раз получаете деньги за товары или услуги, не работая при этом на юридическое лицо, это можно назвать незаконной предпринимательской деятельностью, и вами могут заинтересоваться правоохранительные органы. Ответственность зависит от полученного дохода,  и может достигать  штрафа в размере до 500 000 рублей или лишения свободы на срок до 5 лет. Когда вы решили, что пора регистрироваться, у вас есть два варианта  — получить статус индивидуального предпринимателя (это проще) или зарегистрировать юридическое лицо в России. Покупать готовую фирму очень рискованно, и чем старше эта фирма, тем выше риск. Так стоит делать только в том случае, если у вас нет времени на регистрацию своего предприятия и нужно все сделать быстро. Однако, юристы советуют регистрироваться самостоятельно.

В случае регистрации ИП вам понадобится ваш паспорт, заполненное свидетельство соответствующей формы и заявление. Этот пакет документов необходимо предоставить в налоговую по месту регистрации. Среди плюсов ИП — минимальный пакет документов, минимальные затраты, упрощенный бухгалтерский и налоговый учет, меньше штрафы. При этом можно не иметь печати, расчетного счета, юридического адреса (вся почта и извещения будут приходить на ваш домашний адрес). В этом случае вы отвечаете всем своим личным имуществом, в том числе находящимся за границей (изъятию не подлежит единственное жилье и необходимые бытовые предметы). Еще одним минусом, особенно для стартапов, является невозможность привлечения инвесторов (так как там нет доли) и продажи бизнеса. Регистрировать ИП можно только один раз, так как вы один, и ИНН фирмы тот же, что и у вас.

Юридические лица делятся на коммерческие (цель — извлечение прибыли, наиболее активно используемые это ООО, ОАО, ЗАО) и некоммерческие (фонды, ассоциации, АНО, партнерство). Для регистрации юридического лица необходимо иметь юридический адрес (место нахождения руководителя юридического лица). Юридический адрес может приобретаться для регистрации или быть вашим домашним адресом. Юридический адрес важен для дальнейшей деятельности (по юридическому адресу будут приходить письма из налоговой, внебюджетных фондов, банков). ННалоговая может проверить ваше нахождение по юридическому адресу, и если она вас там не найдет, то может оштрафовать на 5000 рублей. Если вы меняете юридичексий адрес, предупредите об это налоговую, фонды, банк и контрагентов. Также, юридическое лицо, в отличии от ИП, может иметь фирменное наименование, которое должно защищаться как интеллектуальная собственность. Для регистрации ООО, ОАО, ЗАО необходимо сформировать уставный капитал. Для ООО и ЗАО минимальный размер уставного капиталы- 10 000 рублей, для ОАО — 100 000 рублей. Уставный капитал можно быть сформирован деньгами, имуществом  и интеллектуальной собственностью. То, что вы вносите в уставной капитал, сложно получить обратно. Еще одним важным пунктом является ОКВЭД — виды деятельности, которыми вы можете заниматься, ориентир для налоговых органов. Юридическое лицо может заниматься любыми видами деятельности, если в уставе не прописано иное. При регистрации необходимо предоставить учредительные документы — устав, протокол о создании, учредительный договор (дублирует устав или протокол о создании).  В них указываются компетенция органов управления, порядок принятия решений, порядок продажи/отчуждения доли/акций, для ООО — порядок наследования.

Чем отличаются ООО и ОАО? Любое акционерное общество — это акции, а не доли в уставном капитале, а значит усложненная регистрация. В отличии от ООО, вам нужна обязательная ревизионная комиссия, а одна акция равна одному голосу в голосовании. Плюсы юридического лица — всегда можно привлечь учредителя или инвестора, можно продать бизнес или его долю, ограниченная ответственность учредителя (взыскания имущества быть не может). Среди минусов можно назвать отсутствие возможности просто снять деньги со счета юрлица, существенно больше штрафы, сложнее процедура закрытия, более дорогое обслуживание.

Во время привлечения партнера или инвестора отношения должны закрепляться официально, это поможет не потерять контроль над бизнесом. С партнером можно как заключить договор, так и включить его в состав учредителей/акционеров. В договоре важно указать права и обязанности, порядок финансирования и возврата денег, порядок выхода из партнерства, ответственность за нарушение обязательств. Если партнер входит в состав учредителей или акционеров, необходимо иметь решающее право голоса в важнейших вопросах, указать вопросы, принимаемые единогласно, определить круг одобряемых сделок и  решений.

При получении прибыли ИП снимает средства с расчетного счета уплатив налог. От юридического лица учредитель может получать дивиденды и выплаты по договорам. Дивиденды выплачиваются из прибыли после уплаты налогов, решение принимается по результатам квартала, полугодия, 9 месяцев и 1 года. Доли команды в проекте учитываются по договору с указанием возможности участия в прибыли или с помощью реальных либо фантомных опционов. Чтобы «расстаться» с партнером, нужно расторгнуть договор. Он может выйти из ООО по собственному желанию, при этом ему выплачивается стоимость его доли. В случае ОАО это продажа акций. Если он не выполняет свои обязанности, его можно исключить из состава участников ООО через суд, доказав, что то, что он делает, мешает работе компании.

В случае прекращения деятельности возможно 3 варианта. Первый это банкротство: заявление о банкротстве можно подать самостоятельно в том случае, если долгов больше, чем доходов, и погасить вы их не сможете). Арбитражный управляющий смотрит, можно ли реанимировать бизнес и возобновить его работу. Если это невозможно, собираются сведения о вашем имуществе и имеющихся денежных средствах, формируется пул, и из него кредиторам пропорционально выдаются денежные выплаты. На ваше банкротство может подать ваш кредитор, и данный вопрос решается через суд. Второй вариант это ликвидация, в случае которой у вас обязательно будет налоговая проверка за весь период деятельности, и пока вы не заплатите штраф, вас не исключат из реестра. В третий случай - это реорганизация: вы переходите из одного статуса в другой, при этом компания, с которой вы сливаетесь, становится преемником ваших прав и обязанностей. Компания исключается из реестра, но в нем остаются следы о вашей компании, а все ваши долги переходят новому юридическому лицу. Эта схема плоха для того, чтобы скрыться от долгов, так как с большой долей вероятности вас можно будет найти и привлечь к уголовной наследственности. В случае прекращения деятельности необходимо предупредить об этом кредиторов, и ваше юридическое лицо обязательно должно быть исключено из ЕГРЮЛ.

Камила Мурсалимова

Презентация мастер-класса здесь.

Отзыв о мастер классе можно оставить здесь.

Поделиться ссылкой
Страница Бизнес-инкубатора ВКонтакте Канал Бизнес-инкубатора в YouTube Страница Бизнес-инкубатора в Facebook Страница HSE INC в Instagram HSE INC в Twitter