RU/ENG

 
пн, 19/03/2012 - 17:38

Пост-релиз: Мастер-класс Алексея Каптерева "О слайдах"

19 марта при поддержке Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ состоялся мастер-класс Алексея Каптерева "О слайдах", посвященный искусству презентации бизнес проектов. «Большинство презентаций со слайдами — очень плохие. Они скучные, запутанные и бессмысленные. Их неприятно слушать и неприятно рассказывать. Они не меняют мир. Они вообще ничего не меняют. О том, почему так получается, и о том, как превратить ваши слайды из ваших противников в ваших союзников Алексей рассказал 19-го марта на своей «Лекции о слайдах». Услышать его полезно всем, кто когда-либо выступал со слайд-презентациями и хочет научиться доносить до аудитории свои мысли яснее, увлекательней и убедительней». Алексей Каптерев — независимый консультант и коуч по презентациям. Он преподаёт в Высшей школе бизнеса МГУ им. Ломоносова, а также имеет обширную практику в Москве. Среди его клиентов такие компании как Yota, МТС, Объединенная компания «Афиша-Рамблер», Школа управления «Сколково» и Яндекс. Алексей — автор самой популярной в мире презентации о презентациях «Смерть через PowerPoint» (1.7 миллионов просмотров), а также книги Presentation Secrets, по которой учатся студенты MBA Гарварда.

В начале лекции Алексей назвал слайды средством массовой коммуникации, которое только сейчас начало «выходить на поверхность». Слайды должны отвечать на вопрос «что вы хотите донести?» (концепция) и «как вы хотите это сделать?» (эстетика). Именно потому лекция была посвящена концептуальной визуализации. Он сравнил слайды, которые были 5 лет назад и сейчас, за это время добавились цвета, изображения, но ситуация с подачей информации не улучшилась. Основные проблемы слайдов — непривлекательный вид и большие объемы текста. Третья проблема — сложные слайды сделать сложно, и эта простая мысль не доходит до большинства людей. Это достаточно тяжело, требует определенных навыков и это на профессиональном языке называется верстка (а не «презенташка в PowerPoint», как думают многие). В какой-то момент возник вопрос — а нужны ли слайды вообще? Многие предлагают заменить их простым устным выступлением и телесуфлером для спикеров. Стоит посмотреть выступления на www.TED.com, где на первом месте (по количеству просмотров) человек, выступавший без слайдов, чтобы убедиться, что в презентации на слайдах нет необходимости. Edward Tufte (главный исследователь в области информационного дизайна) утверждает — PowerPoint это плохой способ передачи информации. История шаттла Columbia знаменита еще и тем, что разработчики не смогли объяснить общественности причину крушения с помощью слайдов с кучей текста. Последователи Tufte пробовали структурировать текст слайдов, но это не помогло, полезным показалось лишь введение результирующего заключения.

Через зрение усваивается до 40% сознательной информации, и только 30% через слух. Это соответствует русской пословице «Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать» и называется эффектом превосходства картинки. Человеку свойственно составлять впечатление о впервые увиденных предметах или людях за 2 секунды, при этом наличие звука не важно. Когда в презентации присутствует только текст — это очень плохо. Критерии оценки — запоминаемость и влияние информации на человека. Лучше, когда текст сочетается с картинками, идеально — когда человек озвучивает изображения со слайдов. Существуют несколько экспериментов, которые показывают, что 65% людей отлично вспоминают сюжет видеоролика, просмотренного за 72 часа до опроса. Стоит снова обратиться к Top 20 Ted speakers: подавляющее большинство спикеров используют какую-либо визуализацию, вне зависимости от темы доклада.

Нужны ли нам презентации? Да, существует мнение, что слайды передают мало информации, но затем ли мы их используем? Возникает дилемма: информировать слушателей или развлекать их? Основные цели любой хорошей лекции - информировать, мотивировать и развлекать. Самые лучшие лекторы не столько передают знания, сколько мотивируют людей, а для этого нужен некоторый развлекательный контент. «Есть два вида тренеров: те, кто умеют развлекать аудиторию и плохие» говорил Ричард Бэндлер. Пример хорошего представления информации — диафильм. Это классический сценарий, сторителлинг для детей, хотя взрослые точно так же склонные лучше воспринимать информацию в ключе какого-либо сюжета. Когда встречаются наука и искусство, возникает проблема: художественные фильмы всегда интереснее, чем научные (посмотрите на кассовые сборы и кинонаграды), хотя несут меньшую смысловую нагрузку. Кроме того, люди путают слайды и раздаточный материал. Они имеют разные форматы, и раздатки нужны, но лучше выносить на них важную основную информацию лаконично. Хотите делать сложные слайды — делайте их осмысленно. 

Прежде всего, стоит определить цель слайдов: зачем вы их делаете? Слайд выполняет важную функцию - он должен впечатлять и описывать то, что сложно объяснить на словах. Кроме того, это напоминалка для спикера и возможность доказать что-либо на примере диаграмм. В зависимости от контекста, иногда нужно указывать ссылку на источник данных, но лучше этого не делать, потому что маленький шрифт имеет плохую репутацию и чаще всего не читаем.

Еще один важный момент — фотографии. Они должны развлекать и одновременно нести смысл. Две наиболее часто встречающиеся проблемы — маленькие картинки (для поиска полного размера лучше всего пользоваться tineye.com) и картинки без смысла и посыла. Сейчас популярнее становятся картинки типа клипарт, чем фотографии (они иллюстративнее и дороже). Не нужно ставить картинку ради картинки. Очень важны содержание, дизайн и подача трех основных критерия фотографии в слайдах — размер, смысл и честность. Фотографии должны впечатлять, иконки — информировать. Если вы используете схемы, они должны быть проще, описывать процессы по шагам и быть читаемыми в определенном направлении. При использовании статистики следует визуализировать таблицы в диаграммы. Кроме того. Очень важно выносить отдельно результаты анализа. Вы не рассказываете ход рассуждений, а говорите, что хотите сказать реально. Избавьтесь от мусора на графике, этот лишь отвлекает внимание от главного смысла, как и неоправданная анимация.

Подводя итоги, можно сказать, что главным является сделать слайды простыми для понимания, чтобы сразу была видна их цель. Самый важный совет, который Алексей дал в конце — поставьте себя на место аудитории и взгляните на слайды их глазами.

 

Камила Мурсалимова

Поделиться ссылкой
Страница Бизнес-инкубатора ВКонтакте Канал Бизнес-инкубатора в YouTube Страница Бизнес-инкубатора в Facebook Страница HSE INC в Instagram HSE INC в Twitter