RU/ENG

 
пт, 17/08/2007 - 23:58

Рождённые в инкубаторе

Инкубатор для предприимчивых

"Московские новости" № 32 , 17 августа 2007

После принятия закона о развитии малого предпринимательства бизнес-инкубаторы стали появляться по всей стране. Они помогают начинающим бизнесменам открыть свое дело, опираясь исключительно на удачную рыночную идею. Однако через три года, проведенных в тепличных условиях, новоиспеченным предпринимателям придется покинуть бизнес-инкубаторы и шагнуть в капиталистические джунгли. Как им там выжить?

Чтобы вырастить жизнеспособный малый бизнес, на старте ему нужны тепличные условия

Закон о развитии малого и среднего предпринимательства наконец-то принят Госдумой в третьем чтении и одобрен Советом Федерации. Его ждали 15 лет. Но все эти годы малый бизнес вопреки всему развивался. Самостоятельно нашла дорогу в жизнь и идея бизнес-инкубаторов. Первые из них начали появляться при вузах, а с этого года сеть инкубаторов растет по всей стране. "МН" решили выяснить, что представляют из себя теплицы, где выращивают будущих предпринимателей.

Драйв важнее денег

В небольшом помещении на Покровском бульваре на первый взгляд нет ничего особенного: обычный офис, столы, компьютеры. И только в воздухе будто проскакивают легкие электрические разряды. Так бывает, когда в одном месте собирается много молодых людей, фонтанирующих идеями. В бизнес-инкубаторе Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) такое происходит с весны этого года, когда сюда заселились три студенческих проекта, отобранные в результате конкурса.

Ребята из проекта "Smart-книга" решили сделать бизнес-литературу доступной для деловых людей: суть проекта в изложении ключевых идей автора на 5-8 страницах, без "воды". Таким образом, уделяя чтению всего час в неделю, за год занятый человек сможет прочитать 150 книг. Другая команда - "Серп и молот" - трудится над тем, чтобы собрать в единую электронную базу все существующие сегодня обучающие видеокурсы, а также снять свои видеоролики. Третья и пока что самая успешная команда - клуб носителей языка Native Speakers Club - уже имеет неплохие финансовые обороты и клиентскую базу.

Открытый взгляд, доброжелательная улыбка, убедительная речь - студент четвертого курса ГУ-ВШЭ Айнур Абдулнасыров в свои 22 года уже генеральный директор. Он уверен: качественно улучшить навыки разговорной речи на иностранном языке можно только в общении с его носителями. Но далеко не все они могут быть преподавателями. Так, Айнуру пришла в голову мысль создать организацию, которая могла бы подбирать качественных преподавателей - носителей языка для конкретного заказчика. Сегодня в команде клуба носители восьми языков - от самого распространенного английского до пока еще экзотических японского, китайского и арабского. "Наш клуб не банальная языковая школа, - объясняет Айнур. - Мы продвигаем культуру, оригинальный, живой язык, даем возможность окунуться в атмосферу Лондона или Парижа, находясь в Москве. А в перспективе отделения нашего клуба могут появиться в любой точке мира, поскольку это оригинальная бизнес-модель, которую можно масштабировать".

Они могли бы стать преуспевающими наемными работниками в крупной компании, но предпочли иной путь. "Я работал в крупном иностранном банке, - рассказывает Айнур. - Условия были хорошие, но с утра до вечера я занимался тем, что мне было совершенно неинтересно. Через две недели не выдержал и ушел. Сейчас понимаю, какая огромная разница между работой в чужой компании и возможностью создавать что-то свое. Это захватывает тебя целиком и дает настоящий драйв".

Несмотря на то что в инкубаторе их готовы выращивать два года, ребята уже собираются переезжать в отдельное помещение и начинать самостоятельную жизнь. "Это необходимо для нормального развития, - объясняет 20-летний Роман Пашкин, финансовый директор клуба. - Здесь мы все-таки не совсем хозяева. Конечно, возникают противоречивые чувства. Тут нам дали условия для старта, без которых мы бы вряд ли выросли". Роману 20 лет, он тоже учится на четвертом курсе и прекрасно понимает: далеко не каждый в таком возрасте имеет возможность развивать собственное дело. "Это уникальный опыт, когда ты так молод и над тобой никто не стоит и не руководит, - говорит он. - Здесь никто не знает точно, как проект будет выглядеть в будущем. Поэтому есть возможность проявить все свое творческое воображение".

На условиях свободы

Дмитрий Репин, руководитель бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ, действительно не вмешивается в процесс и вообще не похож на наседку. Он настроен довольно жестко. "Мы не беремся каждую команду научить всему. Смогли развить свой бизнес - молодцы. Не смогли - мы попрощаемся и заселим инкубатор более активными и инициативными", - говорит он.

Просто хорошее помещение с быстрым интернетом и отдельными комнатами, по словам Репина, ничего не дает: для эффективного предпринимательства важно заложить нужные принципы. Их Дмитрий изучил за годы работы в Массачусетском университете (США) и теперь транслирует своим студентам. "Понятно, что на рынке уже есть большие игроки, - объясняет профессор Репин. - Чтобы привлечь внимание инвестора, начинающему бизнесмену нужно придумать оригинальный ход и показать потенциальным покупателям, какую выгоду они будут иметь от того, что используют именно ваш продукт. Каждый успешный бизнес - это набор исключений из правил".

Похоже, эти идеи попадают на хорошую почву. Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ провел опрос среди своих студентов, чтобы выяснить их отношение к предпринимательской деятельности. Оказалось, что 76% опрошенных студентов ВШЭ видят себя предпринимателями на каком-либо этапе своей карьеры. Результат неожиданный, если учесть, что в целом для населения России интерес к предпринимательской деятельности нехарактерен: по данным ВШЭ, только 5% наших сограждан являются предпринимателями и лишь 13% заявляют о желании открыть собственный бизнес.

Эту ситуацию, по идее, и должны переломить бизнес-инкубаторы - как учебные, работающие уже при многих крупных российских университетах, так и независимые региональные, создающиеся на базе целевой программы Минэкономразвития. Один из таких инкубаторов, выигравший конкурс МЭРТ, открыли 31 мая этого года в Нижнем Новгороде. Одноэтажное здание площадью 1430 кв. м, 16 офисных помещений, компьютеры, высокоскоростной интернет, конференц-зал на 100 человек - все это строили на условиях софинансирования (19,5 млн рублей выделил федеральный бюджет, 23 млн - область). Сегодня в Нижегородском инновационном бизнес-инкубаторе (ГУ НИБИ) "живут" семь проектов, к конкурсу готовятся еще четыре. Все инновационные, связанные с высокими технологиями. Возраст участников - 20-24 года, это студенты либо выпускники нижегородских вузов. Максим Черкасов, директор ГУ НИБИ, излучает оптимизм. Он уверен: инкубаторы - верный путь поддержки малого бизнеса:

- Если предприниматель сидит в подвале, придумывает интересный продукт, а потом начинает стучаться во все двери, говоря, что через год заработает вместе с инвестором миллион долларов, согласитесь, на него посмотрят странно, - разъясняет директор. - Этот путь неэффективен. Мы же помогаем малым предприятиям коммерциализировать проект: ищем инвесторов, учим составлять бизнес-план, даем консультации. Эта поддержка особенно нужна инновационному бизнесу, инвестировать в который не спешат: на выходе ты можешь получить 300-500% прибыли или не получить ничего.

Шагнуть в рынок

Условия для предпринимателей, попавших в нижегородский бизнес-инкубатор, действительно тепличные: вместо "рыночных" 700 рублей за кв. м на первом году реализации проекта они платят за аренду в семь раз меньше - 103 рубля. Получается, что аренда трех оборудованных рабочих мест обходится в смешную сумму - 1,8 тыс. рублей в месяц. Оценить льготу может любой практикующий предприниматель: он знает, что плата за аренду "съедает" от 40 до 60% всех оборотных средств. Все остальные услуги в ГУ НИБИ - консалтинг, маркетинг, поиск инвесторов - тоже бесплатные.

Но райская жизнь не бесконечна: через три года предприниматели должны полностью "опериться" и выйти в рынок. "На выходе это будет полноценная компания с готовой продукцией, достаточным уровнем оборотных средств для того, чтобы существовать в условиях рынка", - уверен Максим Черкасов. Однако Елена Емельянова, президент международной ассоциации "Межрегиональный маркетинговый центр", смотрит на будущее выпускников инкубаторов с тревогой.

- Самое тяжелое для них - выход в обычную жизнь, где не созданы условия для дальнейшего развития, - говорит Емельянова. - В Финляндии, например, бизнес-инкубаторы обязательно существуют в составе технопарков либо технологических зон. И, развившись, предприниматели переходят из инкубатора туда. В России же они оказываются на нашем "волчьем" рынке, где помещение можно получить только по аукциону, да и расценки на всё очень высокие.

Выход, по мнению Елены Емельяновой, в комплексном развитии бизнес-инкубаторов и технопарков. Этому может помочь и новый закон о малом предпринимательстве. "Если в дополнение к нему будут сделаны поправки в законы о муниципальных и региональных властях, то поддерживать малый бизнес и создавать соответствующие комплексные программы будет их святой обязанностью, - говорит Емельянова. - Важно также, чтобы местные власти поняли, чем больше малых предприятий, тем больше налогов и рабочих мест".

Есть и еще одно обстоятельство, которое должно подтолкнуть власти к действиям. По словам Емельяновой, малый бизнес стареет. Она убеждена, если сегодня не привлекать молодежь к созданию собственного дела, то малые предприниматели рано или поздно просто исчезнут как класс.

http://www.mn.ru/issue.php?2007-32-20

Поделиться ссылкой
Страница Бизнес-инкубатора ВКонтакте Канал Бизнес-инкубатора в YouTube Страница Бизнес-инкубатора в Facebook Страница HSE INC в Instagram HSE INC в Twitter